В процессе работы двигателя в отработавших газах образуются
токсичные вещества. В развитых странах приняты строгие нормы предельной
токсичности отработавших газов.
Выполнение этих норм требует использование систем,
включающих в себя каталитический нейтрализатор (катализатор)
и лямбда-зонд. В катализаторе происходит снижение токсичности отработавших
газов (ОГ).
Катализатор имеет внутри корпуса носитель, на поверхность
которого наносится покрытие из каталитического материала (Pt, Rh,
Pd), который чувствителен к содержанию свинца в топливе
(поэтому должен применяться только неэтилированный бензин). В качестве
носителя применяется металлическая или монолитная керамическая основа.
Керамический
катализатор
Металлический катализатор
Преимущества керамических катализаторов: низкая тепловая
инерционность, максимальное использование каталитической поверхности,
долговечность. Недостатком является большее сопротивление потоку
отработавших газов, чем у металлических катализаторов.
В автомобилях
отвечающих экологическим нормам EURO-4
контроль за токсичностью отработавших газов как правило осуществляется с помощью двух
лямбда-зондов в линии : первый
(регулировочный) установлен до
катализатора, второй (диагностический) после
катализатора. Второй лямбда-зонд нужен для контроля качества работы
катализатора. Поэтому регулировочный и
диагностический лямбда-зонды имеют разные
показатели температуры, концентрации ОГ и режимы
работы. Ресурс работы лямбда-зонда составляет около 160
тысяч км. но, при работе двигателя на этилированном бензине лямбда-зонд
быстро выходит из стороя.
Нарушения
в работе двигателя, например, пропуски
воспламенения, работа на некачественном топливе, неисправные лямбда-зонды
и т.д. , могут приводить к увеличению
температуры катализатора и его разрушению ("соты" катализатора могут
оплавиться и забиться). Если произошел удар по
катализатору (автомобиль наехал на препятствие) ,
то его керамическое наполнение может
разрушиться и забить выпускной тракт.
Катализаторы не подлежат ремонту и , есть два
способа решения проблемы. Первый - это установка
нового катализатора, второй -
установка пламягасителя. Новый
катализатор стоит довольно дорого и , что обидно
на российском топливе работать долго не будет.
Установка пламягасителя стоит дешевле и срок его
эксплуатации намного больше. Но, если удалить
катализатор на автомобиле с двумя
лямбда-зондами, диагностический
лямбда-зонд начнёт
давать команды блоку управления двигателя на
обеднение топливо-воздушной смеси потому, что отработавшие
газы попадают на него не проходя через катализатор. Очень часто
на сервисах после удаления катализатора лямбда-зонды
отключают (обрезают провода).Тогда двигатель
начинает работать по аварийной программе.
При работе двигателя в этих режимах
происходит потеря мощности, увеличивается расход топлива,
возникают пропуски воспламенения топлива,
резко возрастает температура отработавших газов, может возникнуть детонация.
Все это приводит к выходу из строя свечей
зажигания, клапанов, прогоранию резонатора и
глушителя, и в конечном счете к поломке
двигателя.
Прогоревший поршень.(детонация в двигателе)
Для того, чтобы
двигатель работал нормально, после удаления
катализатора необходима коррекция допустимых
параметров лямбда-зонда. Корректировать можно
несколькими способами: Первый - это
перекодировка блока управления на более низкие
экологические нормы (на некоторых автомобилях Mercedes-Benz,
BMW) с помощью
диагностического оборудования.
Второй -
изменение допустимых параметров лямбда-зонда
непосредственно в программе блока
управления двигателя (производители BOSCH,
SIEMENS, SAGEM, TEMIC, MARELLI)
Третий - установка контроллера
коррекции лямбда-зонда. Контроллер
устанавливается между лямбда-зондом и блоком
управления двигателя.
Специалисты Тюнинг-клуба предлагают свои услуги по устранению
проблем связанных с катализаторами и лямбда-зондами, на автомобилях после
1999 года выпуска.
Контактный
телефон: (095) 504-7903, 505-0144, 505-0164
E-mail: info@tuning-club.ru
Наш адрес:
Сигнальный проезд, дом 19
Схема проезда
|